Главное что необходимо понимать про сертификацию по ISO 9001:2008

Во-первых, речь идёт о не сертификации качества продукции, а о подтверждении статуса одного из аспектов системы управления субъекта хозяйственной деятельности. Во-вторых, это добровольная сертификация. В-третьих, данная сертификация является международной, так как она осуществляется в соответствии с положениями стандартов ISO – Международной организации по стандартизации.

Производитель товаров и услуг демонстрирует такое их качество, какое он сам пожелает или которое требует от него состав действующего законодательства. Принято, что вряд ли удастся поддерживать высокое качество продукции, если менеджмент системы качества (тот самый упомянутый выше аспект системы управления) не на высоте.

А подтверждением уровня системы менеджмента качества как раз и служит сертификат ISO 9001:2008. Это совокупность стандартов, в которой можно условно выделить 3-и группы:

  • основные;
  • технологические;
  • отраслевые.

Поскольку отдельные сферы деятельности могут иметь выраженные особенности, то для них издаются свои версии стандартов, Например, это было сделано для разработки программного обеспечения. К технологическим следует отнести документ, изданный для вопроса использования метрик.

Сертификацией как таковой занимаются два вида организаций:

  • государственные – в подавляющем числе случаев отвечают за соблюдение безопасности, их требования по проведению сертификации являются обязательными;
  • частные – направления деятельности выбирают самостоятельно, сотрудничество с ними производится на добровольно основе, качество их работы определяется уровнем общественного мнения о них.

Государственные органы, обладая квалифицированным персоналом, тоже занимаются системами менеджмента качества. Что касается негосударственных, то в первую очередь это TUV.

Отличительной чертой ISO 9001:2008 является возможность самосертификации. В этом случае производитель сертифицирует сам себя. И это нормально, так как практического результата (наличие бланка сертификата на стене к таковому не относится) получает только тот, кто сам стремится к достижению качества.

Основных стандартов три. Они посвящены:

  • общим положениям;
  • требованиям;
  • критериям совершенствования.

В соответствии с этими документами необходимо реализовать общие положения согласно требованиям. А затем осуществлять непрерывный процесс улучшения.

Новичку работать с этими стандартами достаточно тяжело. Причина в том, что они являются концентратом знаний, которые были получены сотнями уполномоченных технических комитетом, разбросанных по всему миру, за десятилетия деятельности. И если для принципа «максимальное вовлечение всех участников» есть общеизвестный метод реализации – создание общедоступной информационной системы фиксации недостатков и состояния их устранения, то «обеспечение лидирующей роли руководства» сначала оставляет впечатление лозунга.

Есть масса тонкостей в получении результата от ISO 9001:2008. Например, применение:

  • области распространения – процесс сертификации может не охватывать всю компанию (на первых порах это просто желательно);
  • метрик – все показатели качества должны измеряться (вопрос разработки метрик для каждой отдельной компании – это тоже искусство).

Знакомиться с этими тонкостями лучше путём привлечения профессионалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *