Как создать собственную газету

Интернет уничтожит газеты? Не факт.

Считается, что мы живем в эпоху, когда Интернет убьет печатную прессу – как общегосударственные издания, так и местные. Однако опытные газетные редакторы и журналисты не всегда соглашаются с этим мнением. Слишком велика инерция массового сознания, привыкшего к наличию вокруг газет – в почтовом ящике, в офисе на работе, на лотках в общественных местах, в киосках, торговых центрах.
А еще есть базовые принципы работы человеческого мозга. В детстве он познает окружающий мир сначала через предметы, через тактильные ощущения. Детские впечатления от манипулирования предметами, в числе прочего, определяют личность и предпочтения взрослого человека. В этом же ряду стоят и запахи, которые значат очень много.
Весь наш мир, к счастью, материален. И полностью «овиртуалить» его не получится. Газета – часть Мира Предметов. Ее можно потрогать, развернуть, пошуршать ею. Вдохнуть запах свежей типографской краски. Наконец, в газету можно завернуть селедку. С компьютерным монитором этот номер не пройдет.
Поэтому, Интернет скорее трансформирует газету, как явление, но не уничтожит. Может быть, газеты будут загружаться по подписке на новый носитель – гибкую электронную «бумагу», которую упорно разрабатывают в нескольких развитых странах. Может быть, газета проиграет Интернету новостную нишу и сосредоточится на аналитике или развлекательной функции.
Важно, что газета на рынке СМИ сохранится. И, скорее всего, в своем обычном бумажном исполнении — в качестве некоей вечной потребительской ценности. Ведь не исчезли велосипеды из-за того, что появились мопеды, а потом скутеры, которые все дешевели и сейчас по цене уже приблизились к стоимости хорошего велосипеда?
Стало быть, газетный бизнес при неконсервативном подходе к его ведению останется привлекательным. В том числе и потому, что он может быть сколь угодно малым и даже мелким.
Производство газеты обычно кажется людям сложным и дорогим. На самом деле, небольшую еженедельную газету, может выпускать команда из четырех, и даже из трех человек. И затратная часть малобюджетной газеты на начальном этапе составит в месяц от 1 000 – 1500$.

Выбор ниши
Что является главным в создании собственной газеты? Тщательный выбор ниши. Прежде чем задумываться о технических деталях, нужно найти «пустоту» на рынке газет своего города. Делать клоны с успешных изданий и погибать в процессе лобовой конкуренции – путь тупиковый.
Поэтому надо присмотреться, чего не хватает? В городе 3 университета, но нет единой студенческой газеты? Это ниша. Есть 100 мебельных магазинов и 50 мебельных производств, но нет газеты «Мебель Города N»? Это ниша. В городе полно коммунальных проблем, но нет «Боевого коммунального вестника»? Это тоже ниша.
Не стоит делать газету из разряда «обо всем, по чуть-чуть, как-нибудь». Она должна быть тематической. Тематику же стоит выбирать исходя из востребованности на местном рынке определенных товарных групп и услуг. Условно говоря, если ваш город стоит на реке, в которой много рыбы, и половина мужчин два дня в неделю пропадают на рыбалке,  есть 30 магазинов для рыбаков, но при этом в городе нет газеты «Ловись рыбка», то это верная ниша.

Оборудование.
Для издания небольшой газеты достаточно иметь:
— 1 персональный компьютер с LSDмонитором, имеющем матрицу, созданную по технологии A-TW-IPS. Такие мониторы предназначены специально для издательской деятельности, но кусаются по цене. Альтернатива – подержанный профессиональный ЭЛТ-монитор, который можно купить за очень небольшие деньги;
— 1 цифровой фотоаппарат (не мыльницу – она сильно искажает изображение). Можно подержанный.
-1 цифровой диктофон;
— 1 планшетный сканер, можно даже самый дешевый.
— программное обеспечение (наиболее популярны графические пакеты от Adobe). Выбирая (покупая) ПО, не стоит хватать полный пакет самой последней версии. Можно обойтись старенькой версией (скажем, CS-1) InDesighn для верстки, старым менеджером пост-скрипт шрифтов AdobeTypeManager, двумя бесплатными программами линейки Adobe Acrobat (Distiller и Reader). Прославленный Photoshop тоже не очень нужен – есть бесплатные альтернативы.
Можно обойтись без: отдельной видеокарты компьютера (сойдет и встроенная в материнскую плату), принтера, стационарного телефона-факса, кофеварки и секретарши.
Нельзя обойтись без доступа в Интернет с рабочего места, сотового телефона (они есть у всех, и у вас тоже).

Офис редакции
Достаточно одной 12-метровой комнаты в не престижном районе. Необходимы доступ в Интернет и минимум мебели.
Во многих случаях можно обойтись вообще без офиса редакции и соответствующих затрат на аренду. Офис можно заменить скромным сайтом, созданным при помощи бесплатной системы управления контентом и размещенном на дешевом виртуальном хостинге. Через сайт и пойдет обратная связь с читателями.
Рабочее же место нетрудно оборудовать и дома.

Коллектив редакции
Оптимальный состав коллектива для маленького проекта таков: редактор (директор и бухгалтер в одном лице), корреспондент, менеджер по рекламе и верстальщик (дизайнер) – всего 4 человека. Если ужиматься на начальном этапе до предела, то коллектив, как показывает опыт, может состоять всего из 3 человек. В этом случае исключается либо верстальщик, либо корреспондент. Их функции берет на себя редактор.
Менеджер по рекламе – это святое. Это тот человек, который будет привлекать деньги рекламодателей, поэтому на него просто нельзя взваливать дополнительные обязанности.

Навыки.
Если вы не имеете опыта газетной верстки – лучше нанимать верстальщика со стороны. Конечно на подработку — 2 дня в неделю или 3 вечера в неделю.
Корреспондентом может быть любой человек, который хорошо писал в школе сочинения и ужасно любит знакомиться и общаться с людьми. Пособия типа «Как сделать хорошее интервью», «Как написать хороший рекламный текст», «Как подавать новости» есть в свободном доступе в Сети. Надо также проштудировать «Юридический справочник журналиста».
Менеджером по рекламе может быть любой активный, общительный человек, умеющий планировать свое время и организовывать массивы информации – списки контактов рекламодателей, разметку размещения рекламных модулей в каждый номер и прочее.

Юридическая форма, бухгалтерия, регистрация СМИ.
Лучше всего для маленькой городской газеты зарегистрироваться как индивидуальный (частный) предприниматель. Если вы не имеете бухгалтерских навыков, можно ведение бухгалтерии и налоговой отчетности отдать «на сторону» — специализированной организации, которая обойдется вам, как средний бухгалтер, но без человеческого фактора в виде больничных, недовольства зарплатой, неуживчивости в коллективе и пр.
Как СМИ газету сразу регистрировать не надо. Скажем, в России можно без регистрации издавать газету тиражом до 1000 экземпляров. Пойдет дело, потребуется увеличение тиража – тогда регистрируйте. Регистрация обычной (не рекламной и не эротической газеты) обойдется примерно в 70$. Внимание! «Не рекламная» — это значит, что под рекламу отдано не больше 40% площади газеты.

Формат, цвет, периодичность.
Формат берите «таблоидный» (А4) – легче верстка, удобно читателю. Объем – для начала 16 полос (так газетчики называют страницы). Цвет сразу не вводите, начните с одноцветной (черным по белому) печати. Это минимум в два раза меньшие типографские расходы, и более простая верстка. Лучше поломать голову над стильным, строгим дизайном. На эту тему нужно купить и почитать профессиональные пособия.
Оптимальная периодичность маленькой газеты – еженедельник. Удобно для подготовки материалов, сбора рекламы. Кроме того, за неделю читатель не успевает забыть газету, а за две – забывает легко.
Более частая периодичность нужна, только если реклама к вам валит валом, а корреспондентов вы можете нанять больше трех.
Не включайте в газету ТВ-программу. Это уже сделали 20 газет в вашем городе. Лучше сосредоточиться на тематических материалах.

Собственно коммерция.
Сразу сделайте газету бесплатной. Ваш, еще никому не знакомый боевой листок на лотке или в киоске, среди сотен ярких газет и журналов, потенциальный покупатель не заметит. Кроме того, в структуре доходов газеты, ее продажи сегодня занимают незначительную долю, а подписка – совсем незначительную.
Главная статья доходов – продажа рекламных площадей! Воспитайте из своего рекламного менеджера монстра общения и продаж. Помогайте ему – продавайте сами, особенно на начальном этапе.
Выбрав тематическую нишу для газеты, не публикуйте материалов не по теме. Копайте, ройте все, что связано с мебелью, рыбалкой, студенческой жизнью, если уж мы брали, как пример, эти тематики. Рекламные площади хорошо продаются рядом с текстами, релеватными по теме рекламному предложению. Рассказывайте рекламодателю, рядом с каким текстом предлагаете разместить его рекламный модуль.
Экономьте на всем, включая собственную зарплату. Не вводите цвет, не повышайте радикально тираж, пока не выйдете хотя бы в «ноль».
Делая расчет доходной части, имейте в виду налоги.
Сделайте модульную сетку для всех полос газеты. Рассчитайте необходимую для жизни проекта доходную часть. Поделив ее на количество модулей, получите стоимость одного рекламного модуля. Дороже берите за публикацию рекламных статей.  Суть газетного бизнеса – потратить на производство газеты как можно меньше, а получить от продажи рекламных площадей, как можно больше.
Поэтому, продавать рекламу нужно начинать, еще до выхода первого номера. Сделайте бешеные скидки для рекламодателей, которые согласятся разместить рекламу в №1 никому не известной газеты. Публикуйте на первый раз рекламу даже бесплатно! Первый номер без рекламы выйти не должен.

Распространение газеты и продажа вашей аудитории.
Распространять газету нужно там, где толпится ваша аудитория. Не бросать в почтовые ящики как попало – это стрельба по воробьям из пушки с закрытыми глазами. Если у вас газета про мебель – она должна в один и тот же день недели появляться там, где люди встречаются со своей мебелью, мебельной фурнитурой и аксессуарами. Там, где заказывают интерьер офисов, домов и квартир. Там, где мебель производят, ремонтируют, принимают на комиссию и перепродают. Придется раз в неделю всей редакцией до большой усталости работать ногами (в светлом будущем наймете курьеров).
Помните, что, продавая рекламодателю газетные площади, вы фактически продаете ему наработанную вашей газетой целевую аудиторию. Поскольку сначала никакой аудитории у вас не будет, убеждайте рекламодателя, что она очень быстро появится. И сами верьте в это.
Процесс наработки аудитории должен идти параллельно с наработкой круга постоянных рекламодателей.
При росте эффективного тиража, то есть, попадающего именно к целевой аудитории, автоматически растет эффективность рекламы. Поэтому, постепенно поднимайте цену на рекламный модуль.
Играя с тиражом и соответственно  с затратной частью, а также с ценой модуля вы должны прийти к сути газетного бизнеса – потратить как можно меньше, а продать… (см. выше).

Подача.
Назовите газету кратко, весело и емко. Если газета об авторемонте, тюнинге, запчастях и прочем – назовите, скажем, «АВТОБОЛТ». Если о здоровье, врачах лекарствах – «МЕД-ПРИВЕТ». Люди не любят пафоса ни в названиях, ни в текстах статей.
Ваш корреспондент должен писать легко, просто, ярко, кратко и с юмором. Особенно упирайте на запоминающиеся заголовки, используйте в них игру слов.
Главное, чтобы ваша газета в корне отличалась по подаче от всего, что издается в вашем городе. Вместе с тем, если ваша аудитория — скажем, пенсионеры, не передавите с юмором и сленгом.
В подаче материалов газеты очень заметно, любят ли свою работу корреспонденты, редакторы, менеджеры по рекламе. Горят ли они искренним интересом. Поэтому любите свою газету – вам зачтется.
Верстку лучше выбрать в духе классических газет вроде New York Times. А свежесть вносить стоит за счет карикатур, веселых фотографий, нестандартных рекламных модулей.

Чего делать нельзя.
Никак нельзя: публиковать личные данные людей без письменного согласия (будет иск к газете в суд); писать критические материалы с прямыми оскорблениями (будет иск); публиковать негативные сведения о персоналиях и компаниях, чиновниках, госорганах без наличия подтверждающих документов, диктофонных записей прямой речи персоналий (будет иск о защите чести, достоинства и деловой репутации); публиковать чужие фотографии, чужие материалы (будет иск о нарушении авторских прав); разжигать межнациональную рознь, печатать высказывания, дискриминирующие людей по социальному и профессиональному статусу (будет уголовное дело). Нужно – хорошо, глубоко и вдумчиво прочитать закон о СМИ вашей страны.
А в смысле бизнеса – нельзя брать на работу друзей. Непременно поссоритесь.
И никогда нельзя забывать о том, что вы работаете не ради процесса и самозанятости, а ради прибыли. Тогда все получится.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *